Для чего нужен режим M на коробке автомат?

На большинстве современных автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач, присутствует режим ручного переключения, обычно обозначаемый буквой M (Manual), имитирующий работу механической КПП. При активации данного режима повышение и понижение передач осуществляется посредством движения рычага в положения + и -, либо подрулевых лепестков.

И тут вполне логично задаться вопросом: если лучшие инженерные умы придумали автоматическую коробку ради обеспечения большего комфорта водителю за рулем, зачем же тогда внедрять в нее режим ручного переключения? Неужели для тех случаев, когда у некоторых водителей внезапно может нахлынуть ностальгия по механике?

На самом деле ручной режим имеет вполне себе практическое предназначение, хоть и его предполагаемое использование сводится к минимуму. Если говорить в целом, то самостоятельный контроль за переключением передач нужен для того, чтобы не позволить автомату переключиться на повышенную передачу при повышении оборотов двигателя, например: когда нужно медленно заехать на крутую горку (на эстакаду) или при пробуксовке на скользской поверхности или бездорожье.

Также многие автоинструкторы рекомендуют переводить автомат в положение M, когда требуется задействовать так называемое торможение двигателем для большей стабильности движения автомобиля на сложных учасках трассы, например, на скоростном затяжном спуске, на горных серпантинах, при езде по гололеду или мокрой дороге, ну или просто в тех случаях, когда требуется более эффективное замедление, в том числе и при отказе тормозов.

Дело в том, что у классического автомата при отпускании педали газа гидротрансформатор полностью размыкает двигатель от трансмиссии, не позволяя нагружать коробку при моментальном снижении оборотов, предохраняя ее механизм от повреждений. В ручном же режиме повредить коробку не получится, поскольку обороты двигателя сами будут подстраиваться под текущую скорость.

Конечно, необходимость торможения двигателем можно компенсировать легким нажатием и удержанием педали тормоза с нужным дозированием тормозного усилия, однако в таком случае важно не допустить перегрева тормозов.

Кроме того, существет мнение, что ручной режим позволяет эффективнее контролировать скорость автомобиля, например, при необходимости обогнать фуру или резко перестроиться. Впрочем, эффект более быстрого ускорения при ручном перключении существует скорее на уровне самовнушения; для подобных ситуаций у автомата имеется "обгонный" режим кик-даун (Kick-Down), который при резком нажатии педали акселератора сбрасывает одну или несколько передач вниз, а двигатель повышает обороты. У современных автомобилей с АКПП кик-даун активируется посредством бортовой электроники, реагирующей на резкое нажатие на газ; также во многих случаях активация кик-дауна осуществляется специальной кнопкой, расположенной под педалью газа.

Также отметим, что у старых автомобилей с АКПП ручного режима может не быть, но в качестве альтернативы для заезда на эстакаду или преодоления сложных дорожных условий используется фиксированная пониженная передача, обозначаемая как L или B (Low или Bottom), а также встречаются режимы 1 или 1L (движение не выше первой или первой пониженной передачи), 2 или 2L (движение не выше второй передачи).